Упражнения на развитие координации

Благодаря координации движения возможна слаженная и согласованная активность всех мышц организма. Человек может заниматься различными видами спорта, может значительно снизить риск получения всякого рода травм. Но развитие координации у каждого человека происходит по-разному: у кого-то плохо развит вестибулярный аппарат, кто-то недостаточно натренирован. Все это легко исправить, если усердно тренировать упражнения для развития координации движений.

Вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат – это важная и незаменимая часть организма. Она несет ответственность за координацию движений, равновесие тела, общую чувствительность, частичную работу зрения. Орган равновесия отличается сложным строением, одновременно выполняет разнообразные функции. Если нарушается работа одной из них, то человек не может нормально ориентироваться, плохо воспринимает как зрительную, так и звуковую информацию.

Вестибулярный аппарат располагается во внутреннем ухе. Но координация всей его работы происходит в мозжечке. Работа органа происходит за считанные секунды. Вследствие раздражения волосков в мозг поступает сигнал. После его обработки мозг направляет команду мышцам и человек может ориентироваться в пространстве. Кроме этого органа используются зрительные и тактильные органы.

Височная часть головы имеет ампулы полукружных каналов, они заполнены особой по составу жидкостью и имеют форму ракушки. В нее погружены отолиты. При наклоне головы жидкость смещается, вместе с ней происходит перемещение известковых образований. Они раздражают реснитчатые клетки, и в головной мозг поступает сигнал об изменении положения тела.

Далее сигнал к действию поступает в мышцы, так достигается устойчивое положение тела.

Зачем развивать координацию

Работать над координацией необходимо с раннего возраста. Ее тренировка положительно влияет на умственные способности. Чтобы иметь хорошее самочувствие, стройное и гибкое тело, важно делать упражнения на координацию и развиваться. Тогда механизм напряжения и расслабления мышц будет слаженным.

Развитие координации важно даже тогда, когда человек просто сидит. Хотя может казаться, что тело расслаблено, некоторые мышцы могут быть сильно напряжены, например, трапециевидные (плечи).

При плохо развитой координации чувствительность мышц снижается. Если они неправильно сокращаются, организм человека быстро устает.

За слаженную работу мышц организма отвечает мозжечок, который состоит из правого и левого полушария, а также червя. Червь следит за концентрацией внимания, координацией движений и равновесием. А оба полушария стимулируют и активируют кору головного мозга, влияют на часть коры, от которой зависит чтение и устная речь. Больше половины всех нервных клеток организма человека содержится в полушариях.

Если выполнять упражнения на координацию движений, можно развить не только правильную осанку, ловкость и координацию, но и улучшить свою память, речь, быстро анализировать и обрабатывать информацию.

Человек с развитой координацией чувствует себя более уверенно в быту. Ему легче и проще обращаться с предметами, он легко может владеть телом, например, при падении. Благодаря хорошей координации нервная система будет работать слаженно, а процессы, которые происходят в коре головного мозга, согласованны.

Методы развития координации

Для развития координации используют такие способы:

  1. Игровой.
  2. Повторный.
  3. Вариативный.
  4. Соревновательный.

Игровой метод применяется для развития способностей к ориентированию у детей. Он подразумевает выполнение задания в рамках времени или предусматривает определенные условия. Если нет дополнительных заданий, то ребенок должен решить возникшую задачу, самостоятельно анализируя сложившуюся ситуацию.

Повторный метод применяют для отработки сложных двигательных действий. Чтобы овладеть ими, нужно повторить их много раз в стандартных условиях.

Широкое использование имеет вариативный способ – метод строго регламентированного упражнения. Основан на активной двигательной деятельности. Состоит их двух подметодов: строго и нестрого регламентированного многообразия. Первый можно разделить на такие группы:

  • Изменение направления движения; изменение темпа, скорости и ритма движений; изменение стартового положения и метода выполнения упражнений;
  • Усложнение обычных упражнений с добавлением движений; комбинирование действий; зеркальное выполнение заданий;
  • Усложнение движений путем добавления элементов жонглирования, изменения скорости действия; упражнения на равновесие; выполнение заданий при ограничении зрительного контроля.

Не строго регламентируемые методы могут состоять из:

  • Многообразия необычных условий – езда на велосипеде, бег по траве, по снегу, по льду, игры в футбол, волейбол;
  • Спортивных занятий с использованием непривычных снарядов – разные мячи, прыжки через планку, резинку, веревку.

Соревновательный метод в комбинации с игровым дает замечательные результаты, поскольку увеличивает желание выполнить задание лучше соперника.

Тесты на координацию

Многие люди страдают расстройством координации. Чтобы понять, нарушены ли координационные способности, можно проверить себя с помощью простого тестирования.

Тест Инструкция
1 Упражнение выполняется стоя. Закрыть глаза, потом сдвинуть носки и пятки вместе.
2 Сидя на стуле поднять правую ногу вверх, вращать ее по часовой стрелке. Одновременно правой рукой рисовать в воздухе букву «б». Начинать нужно с «хвостика» буквы. Здесь важна точность.
3 Одновременно гладить свой живот и постукивать себя по голове.
4 Стоя приподнять согнутую в колене первую ногу. Затем необходимо ее поменять. Проще сохранить равновесие на одной ноге. Потом прикрыть глаза и сделать это упражнение еще. Если на одной ноге можно простоять 30 секунд, то это хороший результат.

Все задания теста пройдены с первого раза – это прекрасный результат. Значит, координация на высоком уровне.

Упражнения на развитие координации

Комплекс упражнений на равновесие и координацию позволит организму работать слаженно при выполнении любых движений. Несложные упражнения научат тело совершать движения независимо от реакции мозга и зрительных ощущений. При этом они принесут пользу всему организму: нормализуют обмен веществ, улучшат кровообращение, состояние суставов и позвоночника, активизируют мозговую деятельность, увеличат работоспособность и положительно повлияют на качество и продолжительность сна, особенно это актуально для пожилых людей.

Разминка

  • Ноги вместе. Стопы соединены. Глаза закрыты, руки в стороны. Сохранить такое положение полминуты. Потом поднять руки вверх и постоять тоже 30 секунд.
  • Приподняться и запрокинуть голову. Постоять полминуты. Закрыть глаза и повторить.
  • На приподнятых носках наклонить корпус тела влево. Сделать 8-10 резких движений. Потом проделать упражнение в другую сторону.
  • Руки в сторону, поднять одну ногу. Так простоять 60 секунд. Изредка поворачивать голову то вправо, то влево попеременно. Если смотреть в одну точку, то легче выполнить упражнение. Поменять ногу и все повторить. После того, как это упражнение будет получаться легко, можно его усложнить произвольными движения рук и закрытыми глазами.

Ласточка

Руки держим в стороны, одну ногу назад. Простоять на каждой по 1 минуте. При этом корпус должен быть параллелен полу. Закрыв глаза, упражнение можно усложнить.

Поймать мяч на одной ноге

Стать напротив стены, поднять одну ногу. Бросать мяч в стену, а затем ловить его либо двумя руками, либо одной. Во время бросков смотреть только на мяч.

Кошачья походка

Идти по узкой линии, сохраняя равновесие. Можно помогать себе движением рук для восстановления равновесия. Чтобы усложнить ходьбу можно идти быстрее.

Столб с веревками

Ноги на ширине плеч. Руки расслаблены. Поворачивать тело вокруг оси, полностью перенося вес тела. Постепенно наращивать интенсивность.

Это упражнение расслабляет весь организм и благотворно на него действует. Прекрасно снимает зажимы шеи и плечевого пояса.

Цапля

Упражнение выполняется на одной ноге. Другую необходимо поднять, чтобы бедро было расположено горизонтально. Если получается, то ногу можно и выше. Носок тянется на себя. Одноименную поднятой ноге руку вытянуть вперед, но до конца не разгибать. Ладонь округлить.

Вторую руку с округленной ладонью, смотрящей в землю, опустить вниз. Получится фигура, которая опирается на два шарика. Потом закрыть глаза и попытаться сохранить или восстановить равновесие. Затем 3-5 раз подняться на носок.

Упражнение положительно влияет на иммунитет, препятствует развитию варикоза.

Ролик

Упражнение выполняется на твердой поверхности. Сесть на пол. Подтянуть ноги к себе, обхватить их руками. Округлить спину. Резко откатиться назад и прокатиться по спине.

Это упражнение помогает укрепить позвоночник и улучшить кровообращение. Снимает усталость и напряжение.

Молоток

Прилечь на спину. Обхватить себя за плечи крест накрест. Округлить спину. Верхнюю часть туловища приподнять, слегка постукивать об пол спиной.

Это упражнение полезно для верхнего отдела позвоночника.

Сфинкс и кобра

Лечь на живот. Поднять верхнюю часть туловища и опереться на предплечья. Плечи опустить, смотреть вперед, носки вытянуть. Получилась фигура сфинкса.

Потом нужно встать на руках, выгнуть позвоночник. Смотреть можно вверх или вперед. Это кобра. Потом снова возвращаемся в фигуру сфинкса.

Благотворно влияет на весь организм, укрепляет спину и позвоночник.

Зародыш

Присесть, соединив колени вместе. С круглой спиной наклониться, обхватив колени. Руки можно вытянуть вперед.

Регулярные тренировки улучшают работу пищеварительной системы и защищают суставы от солевых отложений.

Скручивания

Лечь на спину. Руки по отношению к корпусу располагаются под углом 90 градусов. Колени согнуть. Выдох – скручивать тело влево и вправо. Плечи остаются на полу.

Это упражнение помогает предотвратить ревматические боли, укрепляет спину и область позвоночника, а также нервную систему.

Наклоны

Ноги расставить широко в стороны, руки вытянуть. Наклониться влево. В таком состоянии сделать 3 вдоха-выдоха. Возвратиться в исходное положение. Выполнить те же манипуляции, наклоняясь вправо.

Далее наклоны вниз. Дотронуться руками до щиколоток противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, взгляд на нее.

Повторить 3 цикла и перейти к другой ноге. В конце упражнения советуется прогнуться назад.

Развитие координации у детей

Координация движений ребенка начинается задолго до рождения – в утробе матери и продолжается до тех пор, пока он растет. Поэтому делать гимнастику и начинать развивать координацию нужно с раннего возраста. В процессе развития принимают участие многие органы.

Особую роль играет мозжечок. Он начинает развиваться в 6 месяцев до 4-5 лет. От него зависят способности ребенка, который начинает сидеть уже с полугода, с 8-9 месяцев ползать, 9-10 месяцев вставать на ноги, а к году пытается ходить.

Когда ребенку исполняется 1,5 года, он начинает уверенно ходить. В 3-4 года совершенствуется его моторика, способен обучаться и выполнять более сложные задания.

Вестибулярный аппарат начинает развиваться еще внутри матери. Формирование завершается к 12-15 годам. Именно он помогает малышу сделать свои первые шаги.

Примеры упражнений и игр для детей

Для маленьких детей проводят занятия в игровой форме. Используют скакалки, обручи, мячи, шары. Этот инвентарь изготавливают из дерева, пластика и другого материала. Упражнения длятся не более 5-7 минут.

Дети младшего возраста проводят занятия несколько раз вместе с родителями, которые подбирают игры или упражнения с учетом интересов и предпочтением ребенка.

В 2-3 года у ребенка еще не очень развиты двигательные функции, поэтому не может управлять мышцами своего тела. Развитие начинается с простых движений. Можно учить ребенка ходить по бордюрам, скамейкам, бревнам, самому подниматься по лестнице детской горки.

Ребенок в 4-5- лет уже более вынослив и ловок, с радостью бегает, прыгает. Умеет стоять на одной ноге, катается на трехколесном велосипеде, самостоятельно спускается и поднимается по лестнице. Можно добавить игры с ползанием через обруч, помогать осваивать шведскую лестницу, учить игре мячом: в футбол, волейбол.

К 6-7 годам жизни ребенок уже хорошо умеет владеть своим телом. Можно записать его в спортивную секцию, разучивать с ним танцевальные движения, играть в подвижные игры. Лучше всего подбирать движения одновременные и одного направления.

Дети в 8-10 лет могут выполнять упражнения, чтобы улучшить свою координацию: вращение согнутыми в локтях руками, рисование различных воображаемых фигур, прыжки по классикам. Можно делать хорошо знакомые упражнения на скамье или бревне, кольцах или шведской стенке.

Очень важно, чтобы во время игр или физических занятий детям было интересно и весело. Нужно подбирать то, что нравится ребенку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий